Мечты сбываются и не сбываются
Ещё до того, как получить аттестат, Светлана твёрдо знала, кем хочет стать — преподавателем. Особенно нравились русский язык и литература, поэтому никаких сомнений в выборе профессии не оставалось.
Подала документы для поступления на филологический факультет Брестского педагогического института, успешно сдала экзамены, но… мечте стать педагогом сбыться не удалось: недобрала один-единственный балл.
Интересуюсь: «Возраст участников художественной самодеятельности твоего коллектива — весьма солидный. Не хотелось бы сделать ставку на более молодое поколение?»
Сегодня рассказ о Калинкиной из «Калинки»
Свои родные, милые места
Вот говорят: где родился, там и пригодился. Скорее всего так оно и есть. Однако порой бывает совершенно наоборот. Человек появляется на свет в одном месте, а по-настоящему второй малой родиной становится город, посёлок или деревня, о которых прежде в жизни никогда и не слыхивал.
Именно так произошло и с героиней моего сегодняшнего повествования. Светлана Викторовна Калинкина родилась в Акмолинской области, что в Казахстане. Её отец Виктор Кузьмич, участник Великой Отечественной войны, вместе с мамой Анастасией Родионовной «по вербовке» были направлены поднимать целинные земли. Уходящие за горизонт просторы, нетронутая плугом степь… Нужно было сделать всё, чтобы безжизненная, до того лежащая в спячке, выжженная на солнце почва в короткие сроки дала Родине урожай, и как можно более щедрый: страна остро нуждалась в хлебе. Родители вместе с другими целинниками трудились в поте лица от зари до зари, чтобы выполнить, как тогда говорили, высокое задание партии и правительства.
А спустя какое-то время семья перебралась в самую что ни на есть северо-западную точку необъятного Советского Союза — в Калининградскую область. Отец с матерью работали на одной из животноводческих ферм. В селе была только восьмилетняя школа, и, чтобы получить полное среднее образование, Светлане приходилось ежедневно по нескольку километров топать в соседнее.
«Признаюсь тебе честно, - рассказывает она (на правах многолетнего знакомства обращаемся друг к другу на «ты»), - очень расстроилась. Что оставалось делать? Естественно, возвращаться домой».
Но ведь не напрасно говорится: что Бог ни делает, то к лучшему. В поезде вместе со Светланой ехала незнакомая девушка. Увидев чем-то расстроенную попутчицу, расспросила, в чём дело, и предложила: «А не хочешь поехать к нам в культурно-просветительное училище? Думаю, не пожалеешь».
Вот так Калинкина стала студенткой дирижёрско-хорового отделения Калининградского областного КПУ.
«Ну, а тебе-то самой нравился выбор будущей профессии?» - спрашиваю её.
Отвечает: «Если по-честному, то не очень. Предполагала, это так, временно. Но ведь у нас зачастую так: временное становится самым постоянным. Правда, петь любила, особенно нравились фольклор, русские народные песни. Однако то, что избранная профессия станет делом всей дальнейшей жизни, даже не предполагала. И, знаешь, позже почувствовала вкус к ней: она оказалась для меня по-настоящему интересной. Кстати, по моим стопам пошла и младшая сестра».
Яростный стройотряд
Накануне лета училище облетела весть: формируется студенческий отряд, желающие могут записываться. Светлана и записалась. Поезд помчал из Калининградской в незнакомую до сей поры Астраханскую область.
«Как сейчас помню, - рассказывает Светлана Викторовна, - приехали в колхоз имени Фрунзе. Всё было непривычно: и палящее солнце, и культстан, и участок бригады, и созревший урожай. Особенно поразило поле: сквозь зелень кустов пламенели сочные помидоры, на соседних загонах — полосатобокие арбузы. Хотелось съесть всё и сразу - такого изобилия у нас дома нигде не увидишь. Местные говорили, это, мол, с непривычки, они ещё успеют всем надоесть. Климат, конечно, отличался от нашего, но к жаре привыкла, на удивление, быстро. И вот ещё что: проработав на уборке около полутора месяца, получила едва ли не самую большую зарплату».
Томатно-арбузный роман
Позади - учёба в культпросветучилище, молодого дипломированного специалиста по распределению направляют в посёлок Звеньевое и сразу же предлагают должность директора местного ДК, который обслуживал ещё и сельцо Калинково.
Вообще-то её девичья фамилия — Трущенко, а сменила её после того, как вышла замуж. Геннадий, муж, коренной кряжевинец, после службы в армии подрабатывал на той самой растениеводческой бригаде, где вместе со стройотрядом находилась и Светлана. Познакомились, и с первого же взгляда понравились друг другу. Перед тем, как девушке вернуться домой, обменялись адресами. Парень регулярно писал письма, она так же регулярно отвечала. Вот так начинался их томатно-арбузный роман, после которого, разумеется, последовало продолжение. В восемьдесят втором году сыграли свадьбу.
А что впереди?
Отвечает: «Хотелось бы, разумеется, да где же взять его, то самое более молодое поколение? Нет, вернее будет сказать так: люди творческие, талантливые, конечно же, есть. Но, представь — нужно отрывать себя от дома, от семьи, чтобы приходить на репетиции, выезжать куда-нибудь с концертами. И вот теперь скажи: каждый ли согласится на это?
В это время Светлана училась на втором курсе заочного отделения Ленинградского государственного института культуры имени Н.К. Крупской, который спустя пять лет благополучно закончила и получила высшее образование. В Лиманском районном отделе культуры ей предложили на выбор три села. Она выбрала Заречное. Во-первых, условия подходящие, во-вторых, до райцентра, можно сказать, рукой подать, да и до города не так уж далеко. Геннадий стал трудиться в конторе бурения: тогда эта организация строила много домов и квартир в посёлке. Одну из них и предложили мужу. Светлану переводом назначают на должность руководителя хорового коллектива Лиманского районного Дома культуры, к тому времени устоявшегося и состоявшегося.
«Наследство» мне досталось вполне творческое, - рассказывает она, - люди подобрались по-настоящему влюблённые в музыку, русскую народную песню. Исполнительные, дисциплинированные, не пропускающие практически ни одной репетиции. Да с такими можно просто горы свернуть! Однако ансамбль не имел своего названия. Стали его придумывать. Перебрали множество вариантов, но ничего подходящего так и не придумали. И вдруг кто-то из девчат предложил: «А давайте назовём «Калинкой»? Я категорически воспротивилась: «Ну вот ещё, что люди подумают — нескромно ведь получается». Те в один голос стали убеждать: дескать, тут никакого «культа личности» нет, дело не в тебе, просто «имя» уж очень красивое. В общем, после упорного сопротивления с моей стороны всё же убедили».
Девчата
Она их называет «девчата», хотя средний возраст участников коллектива - лет шестьдесят. Состав менялся по разным причинам: кому-то уже возраст не позволял, другим - болезни или семейные обстоятельства… Но до сих пор на сцену вместе со своим руководителем выходят «старожилы»: Мария Ивановна Цебренко, Людмила Александровна Кунгурова, до недавнего времени — Валентина Михайловна Валькович. И вот я думаю: это какую же надо испытывать тягу к творчеству, чтобы, несмотря ни на что, репетировать, записывать песни, а после выносить их на суд зрителей!...
Репертуар «Калинки» в общем-то традиционный для хорового ансамбля: песни о России, о любви, о мире, о природе родного края. Кстати, включают произведения не только широко известных российских композиторов, но и местных: лиманца Булычева, астраханцев Гладченко, Бочкарёва, Гордеева.
«А есть ли самые-самые?» - спрашиваю её.
И слышу в ответ: «Лично мне они дороги все. Как мать любит своих детей, так и я люблю каждую песню. Иначе зачем тогда их, нелюбимых, петь?»
Народный
Успех не заставил себя долго ждать. У коллектива множество наград: почётные грамоты, дипломы победителей и лауреатов престижных конкурсов. Чего стоит только, например, Благодарственное письмо от организаторов Первого международного фестиваля-конкурса творчества и искусства «Сила творчества». Все они вместе с приложенными фотографиями бережно хранятся в специально заведённой папке.
В 2005 году «Калинка» по праву получила звание «Народный». Сделать это было далеко не просто: бесконечные занятия, подбор произведений. Подготовили большую полуторачасовую программу. И лучшей наградой стали дружные аплодисменты зрителей.
Возраст — делу не помеха
Кстати, говоря о постоянном составе ансамбля, никак нельзя не упомянуть ещё двух человек. Один из них — Анатолий Гуськов, другой- Сергей Никитин. Оба — классные баянисты. Причём не только аккомпанируют нам, но и выступают с сольными номерами. Настоящие энтузиасты, на которых и держится так называемая «самоделка».
Моё место — здесь, или Амбиции здесь ни при чём
Спрашиваю: «Иметь за плечами высшее образование и руководить только одним, не таким уж и большим коллективом, - не маловато ли? Может ты давно уже переросла эти рамки?»
«Амбиции здесь ни при чём, дело вовсе не в них. Три года возглавляла методическую службу районного отдела культуры. Но поняла - мне нужно совершенно другое: живая творческая работа, непосредственное общение с людьми, с которыми связаны долгие годы. И поверь уж на слово: именно здесь моё место и нигде больше.
Как долго ещё проживёт ансамбль — сказать сейчас трудно, загадывать наперёд не берусь, хотелось бы, конечно, чтобы как можно дольше. Хорошо понимаю: ничего вечного нет, всё течёт, всё меняется. Скажу только одно: на сколько хватит сил и здоровья, буду работать. Ну, а пока моя с «Калинкой» песенка ещё не спета».
Чуть отклоняясь в сторону от нашего разговора, автор этих строк не мог пропустить мимо одну примечательную деталь. Когда-то Светлане нагадали, что она будет учиться в институте культуры и у неё будет двое детей. Первое предсказание, как смог убедиться читатель, сбылось полностью, зато со вторым вышла накладочка — у Светланы Викторовны детей четверо: три сына и дочь. Теперь они сами уже взрослые люди.
Песня будет жить всегда
«Света, а кто-нибудь из них пошёл по твоим стопам?»
«Не знаю уж, к счастью или к сожалению, но нет. Они сделали свой выбор, и это их право. Правда, младшая, Алёнка, закончила музыкальную школу, но дальше этого дело не пошло».
«Я вот ещё о чём не могу не спросить… Не обидно ли, что русская народная песня в последнее время потеряла свою популярность?»
«Русская народная песня была, есть и останется навсегда. И я искренне верю: она ещё переживёт своё второе рождение. Что для этого надо сделать? В первую очередь, на мой взгляд, как можно больше пропагандировать её, да и вообще весь фольклор. А то уже до чёртиков надоело смотреть по телевизору безголосых людей, которые почему-то возомнили себя звёздами. Но ведь не перевелись же в стране настоящие таланты! Однако их редко где показывают. Кстати, мне интересно, кто это там решает: формат или не формат?
А вообще-то вопрос нужно рассматривать несколько шире: о престиже профессии культпросветработника, об их достойной заработной плате, ну и так далее. Но это уже тема, думаю, для отдельного разговора».
Кто-то из моих знакомых заметил, она - настоящая работяга. И хоть представительницу слабого пола так, вроде бы, не принято говорить, но точнее, наверное, и не скажешь. Тянет воз, на который взвалила многое. Сама пишет сценарии концертов, выступает на них в роли ведущей, а ещё Светлана Викторовна — хранительница домашнего очага. Причём не только прекрасная жена, мама и бабушка, но и просто красивая, обаятельная и привлекательная женщина.
Вот таким получился, уважаемый читатель, портрет моей героини Калинкиной из «Калинки», которая приехала к нам из Калининградской области и которая работала когда-то в сельце Калинково.
Михаил ЦЫБУЛЯ.