Лиманский вестник
пт, 27 дек.
07:58
Лиман
-4 °С, облачно

Лиманцы скорбят по поводу смерти уважаемого учителя Рязановой Марии Ивановны

15 октября 2021, 14:46Общество
Фото: Из архива ЛСОШ №2

Перестало биться сердце педагога, всю жизнь посвятившего подрастающему поколению

Говорят, что быть учителем — это призвание. Какой он — Педагог с большой буквы? Человек, который безукоризненно знает свой предмет? Тот, кто умеет заинтересовать даже самого безразличного ученика, часто скучающего на задней парте? А может, это наставник, который помогает каждому школьнику поверить в себя и раскрыть свой потенциал?… Именно такой была Рязанова Мария Ивановна - ветеран педагогического труда, удивительный человек, посвятивший школе много лет жизни и по праву заслуживший признание и любовь своих учеников и коллег.

Родилась 14 апреля 1934 года в цветущем селе Промысловка. Детство, насыщенное тёплыми воспоминаниями о сельских буднях на берегу речки, было омрачено страшными событиями 1941 года. Рязановы тяжело переживали уход на фронт главы семейства – Ивана Яковлевича. В июле 1943 года пришла похоронка, навсегда изменившая жизнь маленькой Маши и её родных. «Папа погиб на Курской Дуге», - вспоминала она. Мама очень тяжело переживала смерть супруга, очень долго болела. А потом всю жизнь посвятила детям. Их в семье было всего семеро, из них пятеро несовершеннолетних. Старший брат воевал на фронте. Сестра была замужем. К тому времени уже успела стать вдовой. Все тяготы полностью легли на плечи хрупкой Матрёны Ивановны. Внутренняя сила воли и характера мамы стали для Марии примером преодоления любых жизненных невзгод.

В 1943 году Рязанова М.И. пошла в первый класс, с того момента книга стала её вечным спутником, источником вдохновения. Тяга к знаниям привела Марию Ивановну после 10 класса в районную газету, где трудилась корректором около года, чтобы заработать на дальнейшее обучение в Астраханском педагогическом училище. В 1953 году впервые набирали выпускников средней школы для обучения в течение двух лет. Осваивали две профессии: учителя начальных классов и старшего пионерского вожатого. «Знания нам давали прекрасные, - вспоминала Мария Ивановна. - Благодаря талантливым педагогам я поняла, что такое русский язык. Очень нравились занятия по методике преподавания предметов. Наставники создавали нестандартные ситуации уроков, показывали педагогические решения. На практике проводили глубокий анализ, подсказывали, учили думать и подходить ко всему творчески».

Получив диплом, в 1958 г. Рязанова М.И. приехала в Лиманскую школу, где была принята на работу пионервожатой. Активно проявила себя в первый год работы, и молодого специалиста направили на учёбу в Москву - в Центральную комсомольскую школу. На курсах представители разных регионов страны досконально изучали историю Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, деятельность первичных организаций, принципы управления, взаимодействия разных звеньев. Каждый был прикреплён к какой-нибудь школе, где наглядно видел работу пионерской и комсомольской организаций, роль совета дружины и комитета комсомола. Мария Ивановна практиковалась в школе имени Зои и Саши Космодемьянских, погибших за Родину в Великой Отечественной войне. Вместе с учащимися побывала на могилах юных героев. Мария Ивановна получила уникальную возможность присутствовать на XIII-м съезде ВЛКСМ. На следующий съезд Рязанова М.И. приехала уже в качестве делегата. С июля 1958 года до февраля 1963 Мария Ивановна занимала пост первого секретаря Лиманского РК ВЛКСМ. Была приглашена на работу в обком комсомола, но из-за тяжелой болезни мамы отказалась от карьерного роста в этом направлении.

В 1965 году она окончила факультет русского языка и литературы Астраханского педагогического института имени С.М. Кирова. Проработала более 15 лет в Лиманской средней школе не только вела уроки русского языка и литерату, но и была заместителем директора по учебной части. Позднее стала завучем в Лиманской средней школе №2.

Была убеждена, что учиться никогда не поздно, и старалась не упускать даже самой незначительной возможности получить новые знания, освоить какие-либо навыки. Не одному поколению ребят Мария Ивановна открыла дверь в мир удивительного и сложного предмета «Русский язык». Уроки всегда были наглядным примером для подражания. Используя опыт учителей-новаторов, методистов-ученых, педагог умела не только доступно сформулировать задачи и проблемы урока, но и направить рассуждения ребят в нужное русло. Её плодотворная учительская работа стала для молодого поколения учителей ярким образцом беспредельной преданности любимому делу. Рязанова М.И. всегда достигала задуманного, преодолевая всё, что мешало движению вперёд, и охотно делилась опытом с коллегами.

Марию Ивановну знали как грамотного и умного учителя, завуча школы, строгого, но при этом справедливого наставника, заботливого человека, умеющего выслушать, помочь, дать правильный совет. Её отличали высокий уровень культуры, глубина знаний, мастерское владение методикой обучения, демократизм общения с коллегами и учащимися. За добросовестный труд и успехи в профессиональной деятельности Мария Ивановна была удостоена званий «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1988 г.), «Отличник просвещения СССР». Высокие награды - заслуженные. Об этом свидетельствуют добрые отклики учеников и коллег, опубликованные на страницах районной газеты «Лиманский вестник» в 2014 году:

В.В. Азарова:

- Когда я пришла в Лиманскую школу после института, Мария Ивановна была завучем. Именно она помогла мне понять, что значит быть учителем русского языка и литературы, как они важны и сложны. Строгий учитель и мудрый наставник, Мария Ивановна своим примером показывала, каким должен быть педагог. Она обладает тактом, высоким профессионализмом, терпением. Всегда последовательна, корректна. Мария Ивановна воспитывала в молодых учителях индивидуальный почерк. Мне советовала использовать заложенный творческий потенциал. Я благодарна Марии Ивановне за переданные знания и опыт, поддержку и внимание.

Н.П. Громыкина:

- Я перешла в Лиманскую школу №2 из вечерней, специфика которой совсем другая. Мария Ивановна как завуч сделала всё, чтобы я влилась в коллектив и быстро включилась в работу. Ходила на уроки к Марии Ивановне и другим опытным учителям, перенимала их методы. Завуч отличалась эрудицией, культурой общения, выдержкой, тактом, внимательностью, высоким профессионализмом. С Марией Ивановной хотелось говорить, делиться чем-то. Вообще у нас был хороший, сплочённый коллектив. Болели друг за друга, старались держать высокую планку. Существовала преемственность поколений. Ценились люди, выкладывающиеся на работе, преданные своему делу. Мария Ивановна очень тактично учила молодых. С неё брали пример.

Спокойная, интеллигентная, доброжелательная, уравновешенная Мария Ивановна была из тех людей, на которых хотелось быть похожим. Её педагогический талант, доброта и душевная щедрость ещё долго будут маяком для всех учителей и учеников. Светлая память о ней навсегда сохранится в наших сердцах.

Коллективная работа членов кружков «Точка роста» МКОУ «ЛСОШ №2».